Детская театральная группа в годы войны (Продолжая историю Театра санитарного просвещения…)

Версия для печати

Дню Победы посвящается

 

«И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплоченная армия советских детей».

Корней Чуковский[1]
(Из рассказа К. Чуковского «Дети и война», опубликованного
в газете «Пионерская правда» 24 марта 1972 года).
 

Продолжая историю Театра санитарного просвещения, начатую в публикации документов в 2016 г., мы хотим рассказать о детской группе этого театра, созданной в годы Великой Отечественной войны, когда вопросы агитации и пропаганды санитарного просвещения стояли особенно остро.

В 1938 г. Театр Московского областного Института санитарной культуры был расформирован в связи с отсутствием необходимого репертуара для решения поставленных перед ним задач, а также в связи с отсутствием постоянного помещения.

С началом Великой Отечественной войны возникли новые проблемы в области санитарного просвещения населения. Методы и формы санитарной агитации и пропаганды были пересмотрены.

Использование театра, как одного из наиболее действенного вида санитарной агитации позволило бы решить в художественной форме многие вопросы пропаганды противоэпидемических, санитарно-оборонных и общегигиенических знаний, а также вопросов охраны здоровья детей.

В связи с этим в мае 1942 г. приказом Наркома здравоохранения СССР Митерева Г.А.[2] был организован театр малых форм, состоящий из двух групп: профессиональной взрослой и детской, в которую входили дети в возрасте 8-14 лет.

Нельзя не отметить, что в тяжелые годы войны дети оказывали очень большую помощь взрослым в борьбе за Победу.

С самого начала войны подростки шли трудиться на заводы и фабрики, заменяя ушедших на фронт отцов и братьев.

Дети принимали участие в сооружении оборонительных укреплений, собирали металлолом, оставшееся после боев оружие, которое потом раздавали солдатам. В школьных мастерских девочки шили одежду для Красной армии, вязали теплую одежду.

Большую помощь оказывали дети раненым в госпиталях: устраивали концерты и спектакли, писали раненым под диктовку письма, приносили им подарки, сделанные своими руками. Надо отметить, что даже ребята детских садов посещали госпитали. Как благодарны и рады были больные и раненые солдаты этим малышам. Иногда уже выздоравливающие солдаты сами посещали утренники в детских садах.

Участие детей в помощи взрослым в борьбе за Победу – это был подвиг. И об этом много написано в воспоминаниях очевидцев, в произведениях писателей и поэтов.

В 1942 г. К.М. Симонов[3] в своем очерке «Москва», опубликованном в газете «Красная Звезда», писал: «Московские подростки зимы 41 и 42 года! Когда-нибудь хороший детский писатель напишет о них замечательную книгу. Они были всюду, они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы гранаты, снаряды, мины. Они, дежурили в госпиталях, заменяя сиделок и сестер. Они дежурили во время воздушных тревог на постах местной противовоздушной обороны. Они в своих школьных мастерских клеили пакеты для подарков и посылок, делали жестяные кружки и вязали варежки и перчатки. Они были тоже защитниками Москвы, как и их взрослые братья, сестры, отцы. И если когда-нибудь в столице на площади будет воздвигнут памятник обороны Москвы, то среди бронзовых фигур рядом с отцом, держащим автомат в руках, должен стоять его 15-летний сын, сделавший ему этот автомат осенью 1941 года».[4]

Задача предлагаемой публикации – рассказать о детях, трудившихся в годы Великой Отечественной войны в Москве в театре Центрального института санитарного просвещения. Деятельность их была связана с военным временем. Именно война поставила задачу по пропаганде санитарно-оборонных знаний населению в целях предупреждения заболеваний.

Приказом НКЗ СССР № 58 от 12 ноября 1941 г. агитационно-массовая работа была определена как одна из важнейших задач здравоохранения в деле сохранения и укрепления обороноспособности и санитарного благополучия страны.

Решающую роль в исполнении этой задачи играл Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения, в составе которого находился театр.

Институт обеспечивал формирование детского санитарно-просветительного репертуара, в состав которого входили одноактные пьесы, скетчи, драматические этюды, водевили, музыкальные комедии.

Пьесы, написанные для ребят, отличались занимательностью и сценичностью. Он были посвящены вопросам личной гигиены, прививкам, физической культуре, гигиеническим навыкам у детей, профилактике сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний и т.п. Кроме этого группа выступала с эстрадными номерами.

К созданию репертуара на санитарно-просветительные темы были привлечены известные писатели, драматурги, поэты.

Детская группа театра работала под руководством квалифицированных режиссеров.

Выступления группы проводились в эвакогоспиталях, школах, домах пионеров, детских клубах, на летних детских площадках, в парках культуры и отдыха Москвы, летнем саду «Эрмитаж» и др.

Коллектив детской группы Театра санитарного просвещения. РГАНТДКоллектив детской группы Театра санитарного просвещения.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 1.

Коллектив детской группы Театра санитарного просвещения.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 1.
Исполнение «Санитарных частушек» на концерте в эвакогоспитале. РГАНТДИсполнение «Санитарных частушек» на концерте в эвакогоспитале.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 13.

Исполнение «Санитарных частушек» на концерте в эвакогоспитале.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 13.

В состав публикации вошли документы из фонда Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения, освещающих деятельность детской театральной группы в 1942-1945 гг.:

  • План постановок детской группы Театра санитарного просвещения НКЗ СССР, 20 июня 1942 г.
    (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 19. Л. 2. Подлинник. Машинопись.);

  • «Детский театр как средство санитарного просвещения». (Из справки о работе театра Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения НКЗ СССР за 1942-1943 гг.).
    (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 19. Л. 6–9. Подлинник. Машинопись.);

  • Письмо супруги премьер-министра Англии Уинстона Черчилля Клементины Черчилль детской группе Театра с благодарностью за показанный спектакль при посещении ею в мае 1945 года Центрального института санитарного просвещения. 8 апреля 1945 г.
    (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 21. Л. 1–2. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф);

  • Фотографии группы и сцен из спектаклей детской группы цеха малых форм театра.
    (РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Позитив. Ч/б.).

Первый План постановок детской группы театра санитарного просвещения, включенный в публикацию, был разработан институтом вскоре после ее создания в июле 1942 г. Он знакомит нас с первым репертуаром детской группы в самом начале ее деятельности.

Согласно плану вся работа проводилась по программам, объединяющим определенные темы, направленные на повышение уровня санитарного просвещения у детей. Каждой теме соответствовали те или иные пьесы и отдельные номера и выступления.

Сцена из пьесы М. Клоковой «Тим и Том». РГАНТДСцена из пьесы М. Клоковой «Тим и Том».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 6.

Сцена из пьесы М. Клоковой «Тим и Том».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 6.

Пьеса М.[…] Клоковой[5] «Тим и Том» направлена была на профилактику кишечных заболеваний; эстрадный номер «Мухи» (стихи и танец) был посвящен борьбе с мухами; пьеса «Мал-да-удал» – военно-санитарной теме и т.д.

В информации из справки о работе театра Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения НКЗ СССР за 1942–1943 гг., посвященной детскому театру как средству санитарного просвещения, изложены вопросы организации работы группы и ее назначения, данные о ее составе, а также рассмотрены результаты проведенной работы.

В документе подчеркивается, что повышение санитарной грамотности населения в дни войны приобрело особенно важное значение и поэтому создание новых театральных детских коллективов для исполнения санитарно-просветительного репертуара – это одна из основных задач санитарного просвещения.

Институтом санитарного просвещения были предложены три формы организации детской художественной самодеятельности:

  • создание детского театра при домах санитарного просвещения на примере детской группы театра института;

  • создание детских исполнительских групп при домах санитарного просвещения;

  • использование существующих детских драматических кружков в школах, домах пионеров.

При этом институт гарантировал обеспечение новых детских коллективов репертуаром для выступлений и оказанием необходимых консультаций.

Этой целью Институтом выпускались сборники санитарно-просветительского репертуара, включающие комедии, скетчи, частушки, драматические этюды и эстрадные номера с приложением режиссерских и методических указаний, рассылались на места инструктивно – методические и информационные письма, посвященные вопросам использования театральных форм в целях санитарной агитации пропаганды.

В этом же документе, представлен основной репертуар детской театральной группы, который значительно был расширен по сравнению с первым за 1942 г.

В него входили:

  • пьеса-сказка Ю.Г. Доброленской[6] «Хитрый Кот-вот-так-вот» о борьбе с грызунами,

  • пьеса М.И. Сизовой[7] «Не ожидали» о профилактике желудочно-кишечных заболеваний,

Сцена из пьесы Ю. Доброленской «Хитрый Кот-вот-так-вот». РГАНТДСцена из пьесы Ю. Доброленской «Хитрый Кот-вот-так-вот».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 2.

Сцена из пьесы Ю. Доброленской «Хитрый Кот-вот-так-вот».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 2.
Сцена из пьесы М. Сизовой «Не ожидали». РГАНТДСцена из пьесы М. Сизовой «Не ожидали».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 5.

Сцена из пьесы М. Сизовой «Не ожидали».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 5.
  • сценка в одном действии Л.В. Некрасовой[8] – «Сон в зимнюю ночь» о бережном отношение к игрушкам и отдельных вопросах личной гигиены.

Сцена из пьесы Л. Некрасовой «Сон в зимнюю ночь». РГАНТДСцена из пьесы Л. Некрасовой «Сон в зимнюю ночь».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 7.

Сцена из пьесы Л. Некрасовой «Сон в зимнюю ночь».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 7.
  • пьеса Ю.Г. Доброленской – «Миша Мушкетер» о санитарной работе тимуровцев.

Сцена из пьесы Ю. Доброленской «Миша Мушкетер». РГАНТДСцена из пьесы Ю. Доброленской «Миша Мушкетер».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 3.

Сцена из пьесы Ю. Доброленской «Миша Мушкетер».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 3.
Сцена из пьесы Ю. Доброленской «Миша Мушкетер». РГАНТДСцена из пьесы Ю. Доброленской «Миша Мушкетер».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 4.

Сцена из пьесы Ю. Доброленской «Миша Мушкетер».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 4.

В состав репертуара входили также эстрадные номера: сценки, инсценировки, художественное чтение.

Вводный номер – о задачах театра Н.Ф. Остроменской «Антре». РГАНТДВводный номер – о задачах театра Н.Ф. Остроменской «Антре».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 8.

Вводный номер – о задачах театра Н.Ф. Остроменской[9] «Антре».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 8.
Эстрадный номер. С. Маршака «Четверка дружная ребят». РГАНТДЭстрадный номер. С.Я. Маршак – «Четверка дружная ребят» – тема – Санитарная оборона.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 10.

С.Я. Маршак[10] – «Четверка дружная ребят» –
тема – Санитарная оборона.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 10.
Эстрадный номер. Л. Некрасовой «Будь готов к ПВХО». РГАНТДЭстрадный номер. Л. Некрасовой «Будь готов к ПВХО».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 9.

Л.В. Некрасовой «Будь готов к ПВХО»[11].
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 9.
Эстрадный номер. Н. Сыренской – «Хорошо да худо». РГАНТДЭстрадный номер. Н. Сыренской – «Хорошо да худо».
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 14.

Эстрадный номер. Н.[…] Сыренская[12] – «Хорошо, да худо» –
тема – Личная гигиена и физкультура.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 109. Л. 14.

В апреле 1945 г. супруга премьер – министра Англии, Уинстона Черчилля[13] Клементина Черчилль[14], посетила одно из представлений детской группы театра. В публикацию включено письмо, которое она отправила детям с благодарностью за понравившийся ей спектакль и за полученные подарки. Клементина Черчилль сожалела, что не смогла из-за плохого самочувствия до конца досмотреть представление, и вынуждена была по настоянию доктора вернуться домой.

Работа, проделанная детьми театра за все время его существования (1942-1947 гг.), неоценима. Помимо учебы их обязанностью было трудиться в театре, участвовать в представлениях и концертах перед публикой, активно помогать новым театральным коллективам. Они работали наравне с взрослыми и понимали насколько сейчас, в это военное время, важно то, что они делают. Это был их вклад в Победу.

В связи с отсутствие необходимого репертуара театр в 1947 г. был ликвидирован. К этому времени пьесы театра уже не всегда отвечали поставленным задачам. Так, детская группа готовила представления по сказкам Андерсена[15].

Включенные в публикацию документы в целом дают представление о работе детской театральной группы и ее значении в годы Великой Отечественной войны для санитарного просвещения, а также свидетельствуют о развитии в это время благодаря работе театра детского театрального творчества на местах – в домах санитарного просвещения и других организациях.

В качестве иллюстраций в публикации представлен фотоматериал фонда Института.

При подготовке публикации использованы ресурсы: информация из публикуемых документов; энциклопедические издания и словари; интернет-ресурсы.

Текст публикуемых документов приведен в соответствие с современными правилами орфографии и пунктуации.

С полным текстом документов, фрагменты которых были представлены в публикации, можно ознакомиться в читальном зале РГАНТД.

Информация о работе читального зала: http://rgantd.ru/chitalnyi-zal.shtml 

 
Публикацию подготовила Н. Новикова.
Набор текста И. Макаревич.
Сканирование фото А. Манаков.
 

№ 1

План постановок детской группы театра санитарного просвещения НКЗ СССР.

Москва, 20 июня 1942 г.

1. До конца 1942 г. театром детей будут выпущены три программы:

А) Первая программа состоит из:

пьесы «Тим и Том» – тема кишечные заболевания;

номера «Мухи» (стихи и танец) – тема – борьба с мухам;

номера «Матрешки» – тема – личная чистоплотность;

рассказа доктора Червонского […] […][16] – тема – как надо быть осторожным с неизвестными находками,

и ряда номеров, посвященных героической Красной Армии.

Б) Вторая программа состоит из:

пьесы «Мал-да-удал» – тема военно-санитарная;

номера на слова А.Л. Барто[17] – школьные санитары и физкультурники;

номера «Фарфоровые куклы» (одна пара фарфоровые мужички – тема чистоплотность и другая пара физкультурники);

номера – буффонады – тема о разносчиках болезней.

В) Третья программа состоит из :

пьесы по материалам русского фольклора о сестрах-лихорадках – пьеса «Кот в сапогах», пьеса «О крысах и мышах».
 

Подпись неразборчива.

 

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 19. Л. 2. Подлинник. Машинопись. Автограф. Ф.И.О. – неразборчиво.

 

№ 2

Из справки о работе театра
Центрального научно-исследовательского института

санитарного просвещения НКЗ СССР за 1942–1943 гг.

Москва, 1943 г

Детский театр как средство санитарного просвещения

Всем известно, какую огромную силу воздействия представляет собой искусство, в особенности театральное – самое доходчивое, массовое, народное. Это воздействие ярко сказывается и на детской аудитории. Дети особенно восприимчивы к живому художественному слову, к театральному зрелищу. Известно из практики школьного преподавания и внешкольной работы, что сведения, преподносимые в форме живого художественного рассказа, воспринимаются ребятами легче и усваиваются глубже, чем при простом логическом изложении. Это еще в большей мере относится к наглядному показу средствами театра. Таким образом, спектакли на санитарно-просветительные темы являются наиболее эффективным средством для распространения среди детей гигиенических знаний, для поднятия их общей санитарной культуры, в особенности, если они исполняются самими детьми, так как в таком исполнении материал более понятен детям, более «доходит» до них.

Поэтому весной 1942 года при Центральном институте санитарного просвещения была создана в целях санитарной пропаганды среди детей детская театральная группа, где артистами являются школьники (наряду с театром для взрослых, осуществленным силами профессиональных актеров, о котором подробно говорилось в информационном письме института № 2 от 1943 г.).

Спектакли этой театральной группы, рассчитанные на детского зрителя всех возрастов (от дошкольника до старшеклассника), представляют в то же время интерес и для взрослых. В условиях военного времени они могут быть с успехом показаны в госпиталях, где раненые с удовольствием смотрят выступления ребят, получая в то же время полезные санитарно-гигиенические сведения.

За время своего существования (с мая 1942 г.) театр института накопил некоторый опыт в области организации и методики театральной работы с детьми, и, самое важное, ему удалось сплотить вокруг себя группу детских писателей и при участии методистов-врачей создать репертуар, обладающий художественными достоинствами и отвечающий в то же время современным задачам санитарного просвещения.

Детская театральная группа института насчитывает 36 ребят-школьников в возрасте от 9-ти до 15 лет. В качестве театральных педагогов и режиссеров с детьми работают бывшие актеры одного из московских детских театров. Выступают дети частью в помещении Института санитарного просвещения, где происходит вся учебная работа и репетиции, а главным образом – в школах, клубах и эвакогоспиталях, а летом – в парках культуры и отдыха. За два года работы детской театральной группой было дано 219 спектаклей, из них 101 в госпиталях. Обслужено в общей сложности 52 тысячи юных и взрослых зрителей. Руководство театра отбирает детей со сценическими данными, певческим голосом, музыкальным слухом и ведет с ними работу по драматическому искусству, дикции, ритмике, пению и т.п.

Так как все дети театральной группы – учащиеся начальной или средней школы (от 1-го до 9-го класса), то особенное значение приобретает вопрос о безболезненном сочетании театральных и школьных занятий. Спектакли, репетиции и все театральные занятия строятся так, чтобы не перегружать ребят и оставлять им время для приготовления школьных уроков. Дети играют два раза в неделю. График работы построен таким образом, чтобы каждый ребенок репетировал и занимался театральными дисциплинами не чаще, чем три раза в неделю, и не больше трех часов подряд. Если кто-нибудь из них отстает по тому или иному предмету, то театр освобождает на время такого ученика от театральных занятий, чтобы дать ему возможность ликвидировать отставание. Большинство ребят – отличники учебы. Руководители театра тесно связаны со школой и родителями детей и интересуются всей жизнью ребенка: его здоровьем, семейными условиями и домашним бытом, школьными занятиями и успехами, поведением в школе и дома. Дети твердо знают, что они должны строго соблюдать правила личной гигиены, а также быть вежливыми и приветливыми со старшими и с товарищами, сдержанными, дисциплинированными, культурными, это – первейшая заповедь театра. За систематическое нарушение ее грозит исключение из группы. Результаты получились весьма ощутительные. Многие ребята, вначале недисциплинированные и расхлябанные, выправились, и нередко родители благодарят театральное руководство за благотворное влияние театра на детей.

Опыт показал, что выступления ребят хорошо принимаются как юным, так и взрослым зрителем, а санитарное содержание спектаклей доходит до слушателей. Примером такой доходчивости санитарной пропаганды может служить спектакль «Хитрый Кот-вот-так-вот», посвященный профилактике туляремии. После этого спектакля неоднократно приходилось слышать и от взрослых, и от юных зрителей такие, например, заявления: «Я первый раз слышу об этой болезни», «А я и не знал, что нельзя есть после мышей и крыс: изгрызут они хлеб, я сразу и ем. Теперь я больше не буду этого делать», «Мы теперь будем все продукты прятать от крыс и мышей» и т.п.

Как-то в ноябре 1942 г. спектакль детской театральной группы Института посетили работники дома санитарного просвещения Краснопресненского района города Москвы. Пример Института воодушевил их. Сотрудница дома обошла школы своего района и предложила им прислать ребят первых четырех классов, умеющих петь, танцевать и декламировать. Из них было отобрано 20 школьников в возрасте от 8 до 12 лет. Под руководством сотрудницы дома, бывшей актрисы, была организована детская эстрадная группа для ведения санитарной пропаганды в районе. Для своих выступлений Краснопресненская детская группа использует репертуарный материал Института санитарного просвещения, как то: стихотворение «Про Петю» на тему о профилактике сыпного тифа, из стенгазеты Института «За здоровую советскую школу» (1942 г.), частушки на темы, взятые из открыток, также изданных институтом, сценку Агнии Барто «Горе-санитары» из репертуара детской театральной группы Института и многое другое. Программа из десяти номеров рассчитана обычно на 1,5 часа. Краснопресненская группа с успехом выступает в школах и госпиталях своего района. Для руководства группой дом санитарного просвещения привлек в общественном порядке двух актрис, проживающих в этом районе. Райздрав охотно поддержал полезное начинание (на его средства детям сделаны для выступления специальные костюмы).

Пример дома санитарного просвещения Краснопресненского района заслуживает самого широкого подражания. При домах санитарного просвещения легко могут быть организованы под руководством местных актеров специальные детские театральные группы для исполнения санитарно-просветительного репертуара. Кроме того, весьма желательно, чтобы пьесы и номера на санитарные темы вошли в репертуар имеющихся на местах детских драматических кружков. Об этом и должны позаботиться дома санитарного просвещения. Работники домов должны обойти с этой целью школы, дома пионеров, клубы, в которых ведется работа с детьми, познакомиться с работой драматических кружков, войти в соглашение с их руководителями, разъяснить им значение санитарно-просветительной пропаганды, рассказать об опыте работы в Москве – детской театральной группы при Центральном институте санитарного просвещения и Краснопресненской эстрадной детской группы и предложить им пьесы и эстрадные номера на санитарные темы.

До недавнего прошлого основное затруднение заключалось в отсутствии доброкачественного детского санитарно-просветительного репертуара. Создание такого репертуара – задача чрезвычайно трудная. В настоящее время Институт санитарного просвещения может уже предложить ряд пьес и эстрадных номеров с санитарной тематикой, вошедших в репертуар его детского театра и проверенных, таким образом, на практике (список пьес прилагается).

Начинать следует с простейших, наиболее легких для исполнения номеров. Так, стихотворение С.Э. Маршака «Четверка дружная ребят» (музыка Д.Б. Кабалевского[18]) без труда может быть исполнено четырьмя школьниками в возрасте от 9-ти до 11 лет. «Мечты мальчиков» (текст А.И. Введенского и Н.[…] Сыренской) также не требует никакого оформления: шесть мальчиков сидят на скамье, беседуют, в стороне стоит ведущий и произносит слова авторского текста.

Сценку Агнии Барто «Горе-санитары», забавную и веселую, легко разыграют ребята среднего возраста. Особенно широко можно использовать такую доступную форму, как «Матрешки». Выпустить «Матрешек» можно в любом количестве в зависимости от наличия исполнителей, а русские национальные костюмы смастерят сами участники. Начав с простых постановок, следует постепенно переходить к более сложным, как, например, пьесы «Сон в зимнюю ночь» Л.В. Некрасовой и «Не ожидали» М.И. Сизовой. Последняя не требует ни специальных костюмов, ни особого оформления: комната, стол, кровать. Трудные для постановки пьесы Ю.Г. Доброленской «Хитрый Кот-вот-так-вот» и «Миша Мушкетер», но и эти трудности вполне преодолимы: местные постановщики и дети смогут сами придумать, как оформить спектакль, не прибегая к специальным затратам на костюмы и декорации. Все оформление и все костюмы могут быть изготовлены драмкружковцами из материалов, имеющихся под рукой.

Музыкальное сопровождение также не представляет особых затруднений: аккомпаниаторы на рояле, на баяне, на народных инструментах найдутся среди членов местных музыкальных кружков.

Пьесы, рекомендуемые Институтом для постановки, рассчитаны на участников разных возрастов. В одной пьесе могут быть заняты ребята в возрасте от 8-ми до 16 лет. Роль взрослого в пьесе можно иногда поручать профессиональному актеру или взрослому любителю. Важно, чтобы каждая роль соответствовала уровню понимания и возможностям исполнителя. Не следует перегружать ребенка материалом, недоступным его силам.

Необходимо стремиться, чтобы ребята хорошо понимали исполняемый образ, твердо знали роли и чувствовали себя в них уверенно. Нужно также следить за тем, чтобы дети выходили на сцену подтянутые, чисто и аккуратно одетые. Перед выходом нужно проверить, в порядке ли их костюмы. Малейшая небрежность во внешности – опущенный чулок, сдвинутый набок пионерский галстук, растрепанная голова, грязная или смятая блузка и т.п. – производит особенно неприятное впечатление, когда исполнители ведут санитарную агитацию и пропаганду.

Не следует гримировать детей, так как грим портит нежную детскую кожу и искажает со сцены детские черты.

Спектакли детских драматических кружков и театральных групп на санитарные темы могут быть показаны в школах, в домах пионеров, в детских домах, в клубах, в госпиталях, в домоуправлениях, а летом – в парках культуры и отдыха. С парком желательно заранее договориться о выступлениях в течение всего лета, конечно, лишь в том случае, если спектакли хорошо слажены и проверены. Так, детская театральная группа Института санитарного просвещения в течение двух летних сезонов с большим успехом выступала в детском городке сначала Центрального, а потом Сокольнического парка культуры и отдыха. Спектакли охотно посещались детворой всех возрастов, театр был всегда переполнен, некоторые ребята много раз смотрели один и тот же спектакль. В селах спектакли могут идти в избах-читальнях, а летом отдельные номера – на полях во время обеденного перерыва.

В крупных центрах при домах санитарного просвещения возможна организация детского театра, по примеру детской театральной группы при Центральном институте санитарного просвещения. Дети-исполнители всегда найдутся: везде есть детские драматические кружки, и в них немало талантливых ребят, которые могут быть привлечены в качестве актеров. Художественных руководителей и театральных педагогов-постановщиков можно пригласить из числа актеров местных театров, а пьесы выписать из Института.

Итак, дома санитарного просвещения должны широко использовать высокоэффективное средство санитарной пропаганды – детские театральные выступления, не требующие, как указано выше, больших материальных затрат.

Возможны три формы использования детской художественной самодеятельности для исполнения санитарно-просветительного репертуара: 1) организация детского театра при доме санитарного просвещения по типу детской театральной группы при Центральном институте; 2) создание детских исполнительских групп при домах санитарного просвещения по примеру Краснопресненского дома санитарного просвещения в Москве и 3) широкое использование существующих детских драматических кружков в школах, домах пионеров и т.п. для исполнения пьес и номеров на санитарно-просветительные темы.

Повышение санитарной грамотности населения имеет особенное значение в дни войны, так как служит делу санитарной обороны, а ребята-исполнители пьес и номеров на санитарные темы тем самым вовлекаются в общественно полезную деятельность высокого патриотического значения.

Институт окажет домам санитарного просвещения консультативную помощь и снабдит их соответствующим репертуарным материалом.

Для изучения и обобщения опыта мест Институт просит дома санитарного просвещения систематически сообщать о работе местных детских театральных санитарно-просветительных коллективов, а также об использовании санитарно-просветительного репертуара Института детскими драматическими кружками.

Адрес: Москва, ул. Кирова, д. № 42, Центральный институт санитарного просвещения.

 

Основной репертуар детской театральной группы
при Центральном институте санитарного просвещения.

I. Пьесы:

  1. Ю.Г. Доброленская – «Хитрый Кот-вот-так-вот».

    Пьеса-сказка в 3 картинах. 18 действующих лиц. Тема – борьба с грызунами (профилактика туляремии). (Для детей среднего и старшего школьного возраста).

  2. М.И. Сизова – «Не ожидали».

    Пьеса в одном действии, 7 действующих лиц. Тема – профилактика желудочно-кишечных заболеваний. (Для детей младшего и среднего школьного возраста).

  3. Л.В. Некрасова – «Сон в зимнюю ночь».

    Сценка в одном действии, 8 действующих лиц. Тема – бережное отношение к игрушкам и отдельные вопросы личной гигиены. (Для младшего школьного и старшего дошкольного возраста).

  4. Ю.Г. Доброленская – «Миша Мушкетер».

    Пьеса в двух действиях, 10 действующих лиц. Тема – санитарная работа тимуровцев. (Для детей среднего и старшего школьного возраста).

  5. М.[…] Клокова – «Тим и Том».

    Сценка в одном действии, в стихах, с пением и музыкой для дошкольного возраста. (Включена в сборник «Хочу быть здоровым», изданном Центральным институтом санитарного просвещения в 1940 г.). Семь действующих лиц. Основная мысль: не ешьте немытых овощей и фруктов, не бойтесь докторов!

II. Эстрадные номера: сценки, инсценировки, художественное чтение.

А. Вводный номер – о задачах театра.

Н.Ф. Остроменская – «Антре».

Б. Тема – Санитарная оборона.

  1. А.Л. Барто – «Горе-санитары».

  2. А.Л. Барто – «Наташа».

  3. Л.В. Некрасова – «Будь готов к ПВХО».

  4. С.Я. Маршак – «Четверка дружная ребят».

  5. А.И. Введенский[19] и Н. Сыренская – «А ты!».

  6. М.И. Алигер[20] – «Кровь».

  7. В.М. Гусев[21] – «Сестра».

В. Тема – Личная гигиена и физкультура.

  1. В. Маяковский – «Что такое хорошо и что такое плохо».

  2. А.Л. Барто – «Наш знакомый».

  3. Н.[…] Сыренская – «Хорошо да худо».

  4. Матрешки (лубок).

  5. М.[…] Клокова – «Спать пора».

  6. С.В. Михалков[22] – «Про мимозу».

  7. А.И. Стоврацкий[23] – «Зеркало».

Г. Тема – Достижения советского здравоохранения.

  1. Н.[…] Авдеева[24], Н.[…] Сыренская – «Юбилейные матрешки» – к 25-летию НКЗ СССР.

  2. Л.В. Некрасова – «Почтальоны» (Юбилейный номер к 25-летию НКЗ СССР).

  3. [И.[…] Великович[25]] и Г. [Якадачева] – «Лечебные травы».
     

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 19. Л. 6–9. Подлинник. Машинопись.

 

№ 3

Письмо супруги премьер-министра Англии Уи́нстона Черчилля
Клементины Черчилль детской группе Театра с благодарностью
за показанный спектакль при посещении ею в мае 1945 года
Центрального института санитарного просвещения

Москва 8 апреля 1945 г.

 

10, Downing Street,
Whitehall
8th April 1945
 
Moscow
 
My dear Children,

I do want to thank you for the lovely performance which you gave on the occasion of my visit to the Institute the other day. I was so disappointed that I had to leave before the end of the programme, but I was not feeling very well and my doctor insisted that I should not stay longer.

We were all delighted by you charming gifts which we shall take home with us and treasure.

Yours sincerely,

 
Clementine Churchill
 
 
The Juvenile Group
Of the Hygiene Education Theatre,
 
Central Institute of Hygiene Education,
 
U.S.S.R. People’s Commissariat of Health.
 

Перевод:

 
Москва, 8 апреля 1945 г.
 
Детской группе театра санитарного просвещения
 
Дорогие дети!
Мне хочется поблагодарить вас за чудесное представление – спектакль, который был показан вами по случаю моего посещения Института. Мне было очень жаль, что пришлось уйти до конца программы, но я себя не очень хорошо чувствовала, и мой доктор настоял, чтобы я ехала домой.

Мы все были в восхищении от ваших очаровательных подарков, которые мы возьмем домой и будем бережно хранить.

 
Искренне Ваша
Клементина Черчилль
 

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Д. 21. Л. 1 – 2. Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

 


[1] Чуковский К.И. – (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков, 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург, – 28 октября 1969, Москва) – русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

[2] Митерев Г.А. – (1900–1977), советский врач, Народный комиссар здравоохранения СССР (1939-1946 гг.), Министр здравоохранения СССР (1946–1947 гг.), доктор медицинских наук, профессор.

[3] Симонов – К.М. – (28 ноября 1915, Петроград – 28 августа 1979, Москва) – советский военный корреспондент, прозаик, поэт, киносценарист.

[4] Симонов К.М. Очерк «Москва». Газета "Красная Звезда" № 262 (5326), 6 ноября 1942 г., с. 3.

[5] Клокова М.[…] – писатель.

[6] Доброленская Ю.Г. – писатель.

[7] Сизова М.И. – (1894–1962) – режиссер, писательница, театральный педагог.

[8] Некрасова Л.В. – (1910–1977) – автор стихов.

[9] Остроменская Н.Ф. – [1893–1969], советская журналистка и детская писательница.

[10] Маршак С.Я. – (1887–1964) – русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Лауреат Ленинской (1963) и 4 Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).

[11] ПВХО – противовоздушная и противохимическая оборона.

[12] Сыренская Н. […] – автор пьес.

[13] Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль (1874–1965) – британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военный (полковник), журналист, писатель, почётный член Британской академии (1952), лауреат Нобелевской премии по литературе (1953).

[14] Клементина Огилви Спенсер-Черчилль, баронесса Спенсер-Черчилль (1885–1977) – жена премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Дама Большого Креста ордена Британской империи.

В годы Второй мировой войны Клементина Черчилль являлась Президентом «Фонда помощи России Красного Креста», который оказывал большую помощь Советскому Союзу медикаментами, медоборудованием для госпиталей, продуктами питания. Фонд действовал с 1941 по 1951 гг. Клементина Черчилль была очень увлечена этой работой и искренне стремилась по возможности помочь Советскому Союзу. В марте 1945 года по приглашению советского Красного Креста Клементина Черчилль приехала в СССР и посетила Ленинград, Сталинград, Ростов-на-Дону, Кисловодск, Пятигорск, Одессу, Ялту и другие города. Из Крыма через Одессу Клементина Черчилль выехала в Москву, где ей был вручен Орден Трудового Красного Знамени; здесь она встретила День Победы. Клементина Черчилль выступила 9 мая по московскому радио с открытым посланием Уинстона Черчилля к Сталину. Она присутствовала на заседании Президиума Исполкома Союза Общества Красного Креста Красного Полумесяца СССР, на котором ей была выражена благодарность и вручен знак «Отличник санитарной обороны».

[15] Андерсен Ханс Кристиан – (1805–1875) – датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

[16] Червонский […] […] – автор рассказов.

[17] Барто А.Л. – (урожденная Волова, согласно некоторым источникам первоначальные имя и отчество Гетель Лейбовна ([1906], Москва – 1981) – русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка, радиоведущая. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).

[18] Кабалевский Д.Б. – (1904–1987) – советский композитор, дирижер, пианист, педагог, доктор искусствоведения, профессор. Академик АПН СССР (1971). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1963).

[19] Введенский А.И. – (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург – 19 декабря 1941) – русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ. При жизни публиковался и был известен широким массам читателей как детский писатель.

[20] Алигер М.И. – (фамилия при рождении – Зейлигер; 24 сентября [7 октября] 1915, Одесса – 1 августа 1992, Мичуринец) – русская советская поэтесса. Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

[21] Гусев В.М. – (1909–1944) – русский советский поэт и переводчик, драматург, сценарист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1942, 1946 – посмертно).

[22] Михалков С.В. (28 февраля [13 марта] 1913, Москва, Российская империя – 27 августа 2009, там же, Российская Федерация) – советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, а с 1992 по 2008 – председатель Международного сообщества писательских союзов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

[23] Стоврацкий А.И. – поэт.

[24] Авдеева Н.[…] – автор пьес.

[25] Великович И.[…] – популярный автор книг.

© РГАНТД, 2002–2017
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса