Док. № 7. Из справки о работе театра Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения НКЗ СССР за 1942–1943 гг.

Версия для печати

Из справки о работе театра
Центрального научно-исследовательского института
санитарного просвещения НКЗ СССР за 1942–1943 гг.

Москва, 1943 г.

Театр Центрального института санитарного просвещения
НКЗ СССР

Театр Санитарного просвещения создан специальным приказом Наркома здравоохранения СССР тов. Митерева Г.А.[1] от 28 мая 1942 г. Он состоит при Центральном институте санитарного просвещения, который и руководит его работой.

Основной задачей Театра санитарного просвещения является массовая пропаганда и агитация в художественной форме санитарно-оборонных навыков, противоэпидемических и общегигиенических знаний, а также вопросов охраны здоровья детей.

Театр санитарного просвещения имеет в своем составе две группы: детскую, скомплектованную из исполнителей-детей (в возрасте от 8 до 14 лет), и взрослую, куда входят профессиональные актеры. Обе группы – передвижные театры малых форм. Они ставят одноактные пьесы серьезного содержания, небольшие комедии, скетчи, водевили, музыкальные этюды и разного рода эстрадные номера. В создании репертуара Театру санитарного просвещения оказал существенную поддержку Союз советских писателей, направивший для работы в нем ряд видных драматургов и писателей.

Последними, по заказам Театра санитарного просвещения, был написан ряд специальных драматических произведений, которые по своему содержанию объединяются в следующие разделы: 1) оборонный (трактующий героизм медицинских работников на фронте и в тылу, первую медпомощь и самопомощь в боевой обстановка, шефство над ранеными, донорство, борьбу с отравляющими веществами); 2) противоэпидемический (касающийся профилактики и борьбы с заразными болезнями); 3) детский (ставящий перед родителями вопросы санитарного и физического воспитания их детей) и 4) санитарно-просветительный (затрагивающий проблему внедрения общих санитарных знаний в широкие круги населения). Ниже приводится перечень пьес с кратким изложением их содержания.

За сравнительно небольшой (10 месяцев) срок своего существования Театр санитарного просвещения сумел провести до 150 выступлений в эвакогоспиталях, войсковых частях, на предприятиях и на собраниях актива здравоохранения, обслужив свыше 45 тысяч зрителей Москвы и других городов. Этот опыт практически показал исключительное значение, особенно во время происходящей войны, деятельности Театра санитарного просвещения как одной из наиболее доходчивых форм массовой санитарной работы.

По образцу Театра санитарного просвещения уже возникло несколько аналогичных театров на местах и создаются театральные самодеятельные кружки. Превращаясь, таким образом, в центральную организацию, Театр санитарного просвещения поддерживает, по мере возможности, местные начинания непосредственным инструктажем, просмотром сделанных местами работ, прикреплением к кружкам отдельных режиссеров, рассылкой репертуарного материала и т.п.

15 марта 1943 г. Центральный институт санитарного просвещения обратился ко всем медицинским организациям и работникам с пространным письмом, в котором, подчеркивая роль нового начинания, предлагает оказать ему максимальную поддержку. Театр санитарного просвещения не сомневается, что такая поддержка со стороны широкой советской общественности будет оказана, что даст новый большой толчок делу санитарного просвещения в СССР.
 

Репертуар театра санитарного просвещения

А. Пьесы, комедии, скетчи, музыкальные сценки.
 
I. Оборонный раздел.
«ПРОМАХ»
Драматический эпизод.
Автор О. Литовский.[2]
Тема – героизм медицинских работников на фронте, рискующих своей жизнью для спасения раненых бойцов.
 
«ЭТО САМЫЙ ХРАБРЫЙ»
Пьеса в 1 действии.
Автор – А.С. Яковлев.[3]
Тема – самопомощь и взаимопомощь при ранениях в условиях боевой обстановки.
 
«ЖЕНА»
Пьеса в 1 д[ействии].
Автор М. Левина[4] (по рассказу Е. Кононенко).
Тема – беззаветная преданность своему делу и чуткость советского врача.
 
«БЛИЗКИЙ РОДСТВЕННИК»
Пьеса в 2-х картинах.
Автор – Н. Шаповаленко[5].
Тема – шефство советской молодежи над ранеными воинами Красной Армии.
 
«ВСТРЕЧА»
Пьеса в 1 действии.
Автор – Н. Шаповаленко.
Тема написана на материалах Центр. Института переливания крови и Красного Креста.
Тема – агитация за донорство.
 
«ГОРЧИЧНЫЙ ГАЗ»
Скетч.
Автор – Георгий Ландау[6].
Тема – оказание первоначальной медицинской помощи при действии отравляющих веществ.
 
«ЗОЛОТЫЕ ЛОКОНЫ»
Лирическая сцена.
Автор – О. Колычева[7]. Музыка И. Запольской.
Тема – работа сантарных дружинниц в ближайшем к фронту тылу.
 
II. Противоэпидемический раздел.
 
«ОНА!»
Почти трагедия.
Авторы – Л. Леонов[8] и О. Литовский.
Постановка – В.Д. Королева.
Тема – профилактика сыпного тифа.
 
«МАКСИМАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР»
Комедия в 1 д[ействии].
Автор – Георгий Ландау.
Тема – чистота, как основное условие предупреждения заболеваний сыпным тифом.
 
<…>
 

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 19. Л. 1–1об. Подлинник. Машинопись.

 

[1] Митерев Г.А. (1900–1977) – советский врач, Народный комиссар здравоохранения СССР (1939–1946 гг.), Министр здравоохранения СССР (1946–1947 гг.), доктор медицинских наук, профессор.

[2] Литовский О.С. (наст. фам. Каган; 1892–1971) – российский драматург, журналист, редактор, критик и писатель.

[3] Яковлев А.С. – драматург.

[4] Левина М.К. (1899–1989) – российская переводчица и драматург. Псевдоним «Швейцер. Окончила Высшие юридические курсы (1920). Награждена медалями. Член Союза писателей СССР (1934). Переводила с французского языка.

[5] Шаповаленко Н. – (1887–1958) – драматург.

[6] Ландау Г.А. (1883–1974), драматург, писатель, переводчик. Родился в семье врача. В 1908 году окончил Инженерное училище в Москве. Печатался с 1910 года. Он начал литературную деятельность как писатель-юморист. С 1911 года был штатным сотрудником журнала «Сатирикон», с 1913 года – был секретарем редакции «Новый Сатирикон» и постоянным автором журнала. С 1917 года до середины 1930-х годов работал инженером. После Октября 1917 года он писал преимущественно детские пьесы для театра кукол. В 1930–1950-х гг. он – один из самых репертуарных авторов. Среди его популярных пьес – «Заяц и Кот» (1948), «Сундук сказок» (1950), «Снегуркина школа» (1952) и другие.

[7] Осип Я.К. (настоящее имя Иосиф Яковлевич Сиркес) (1904–1973) – русский советский поэт, переводчик.

[8] Леонов Л.М. (1899–1994) – русский советский писатель, Герой Социалистического Труда (1967).

© РГАНТД, 2002–2017
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса