Док. № 3. Статья Ф.Ю. Бермана, председателя Научно-методического бюро театра Санпровета Мосздрава, «Подготовка санпросветрепертуара»

Версия для печати

Статья Ф.Ю. Бермана[1],
председателя Научно-методического бюро театра Санпровета Мосздрава,
«Подготовка санпросветрепертуара».

Москва, 1928 г.
Ф.Ю.Берман

Подготовка санпросветрепертуара

Санпросветрепертуар пережил в своем развитии 3 этапа.

I. Первый этап – период военного коммунизма (1918–1921 гг.) Для этого периода характерна в подавляющем большинстве случаев и, главным образом, санагитация: постановка в подавляющем большинстве случае санитарных судов[2], сандиспутов, санагиток, взятых из дореволюционной русской и иностранной литературы, зачастую не нашего санитарно-просветительского разреза, чуждых нам по идеологии, современности, случайных для санпросвета, но большей частью большой художественной ценности. Для этого периода характерны следующие моменты:

1) случайное любительство в создании репертуара;

2) стихийность в его подготовке;

3) узкий круг вопросов, охватываемый репертуаром: исключительно вопросы эпидемий, борьба за примитивнейшие элементы чистоты, борьба за мыло, за чистую рубашку, борьба с вошью;

4) появление зачатков профессионального театра санитарного просвещения (IX Кубанская Армия, Юго-западный фронт, труппа Рахмановой – Санпросвета НКЗ);

5) создание элементов опытной театральной базы;

6) отсутствие планового руководства над драмкружками периферии.

II. Второй этап – первый период НЭП (1922–1925 гг.)

Для этого периода характерно:

1) расширение круга вопросов, подлежащих отображению в театральном зрелище, переход к основным проблемам оздоровления труда и быта, главным образом, к вопросам борьбы с социальными болезнями и лично профилактики в быту;

2) переход к более сложным театральным формам: появление первых «живых газет»[3], небольших пьес чисто санитарно-просветительского разреза; импровизированных санитарных судов;

3) оформление первых профессиональных театров по санпросвету: организация театра Санпросвета Мосздравотдела в конце 1924 г., создание профессиональных коллективов в Закавказье и других местах;

4) оформление первых опытных театральных баз, создание при них методических центрах (подкомиссий и пр.);

5) начало планового руководства драмкружками периферии в районах и уездах;

6) неразборчивость в идеологии, отображенной в театральном зрелище, отсутствие четкости не резко проведенных граней в идеологи здравоохранения и санпросвета, воплощенной в санпросветрепертуаре;

7) кристаллизация первых элементов идеологии советской медицины в санпросветрепертуаре; первые элементы конкретизированных призывов к самодеятельности трудящихся в лице рабочих организаций (санкомиссий, санстройки).

III. Третий этап – второй период НЭП (1925–1928 гг.)

Для этого периода характерно:

1) дальнейшие расширение круга вопросов, отображаемых в театральном зрелище вплоть до полного охвата всех моментов личной и общественной гигиены, всех проблем индивидуальной и коллективной жизни; широчайший охват всех вопросов труда и быта по линии гигиенизации (вопросы половой жизни, воспитание детей, вопросы первой помощи, вопросы питания и его оздоровления, вопросы взаимоотношений между больным и врачом, вопросы врачебной этики и т.д.);

2) пропитывание выдержанной идеологией советского здравоохранения всех элементов театрального зрелища, стремление к четкости и правильности идеологической линии;

3) максимальная конкретизация вопросов самодеятельности трудящихся в деле охраны здоровья и оздоровления труда и быта;

4) стремление к наибольшей конкретизации всех проблем оздоровления жизни;

5) переход к наиболее сложным театральным формам советской продукции по санитарному просвещению: появление пьес, художественно сделанных, с наименее выраженной тенденциозностью, с сюжетами и фабулой из советского быта;

6) расцвет формы «живые газеты» и отмирание санитарных судов и санитарных агиток;

7) рост культурных запросов масс по отношению к санпросветрампе и санпросветэстраде; требование высоко художественного театрального зрелища;

8) расширение работы театральных баз; их рост в отношении количества и качества работы;

9) централизация руководства драмкружками;

10) переход к плановому строительству в области репертуара по санитарному просвещению.

Пьесы из старой русской и иностранной литературы характеризуются:

1) несовременностью содержания; чужой обстановкой, в которой действуют герои;

2) наличием чуждой идеологии;

3) превалированием формы над содержанием;

4) часто полным отсутствием элементов санпросвета («Приведение» Ибсена[4]);

5) паталогичность сюжетов, выводимых персонажей («Приведение», «К солнцу»).

Санагитки характеризовались:

1) идеологической выдержанностью в отношении линии советской медицины;

2) научными ошибками и ляпсусами большого масштаба;

3) крайне вредной символичностью в постановке, содержании и оформлении зрелища, символичностью, не воспитывающей, а пугающей разлагающей и перебрасывающей мостик между ясностью, материализмом и философией здравоохранения, и спутанностью, и идеализмом;

4) отсутствием гармонии между содержанием и формами;

5) выпиранием санитарно-просветительской тенденциозности на первый план, что приводило к антихудожественности: отсутствию захватывающей логически оправданной интриги, психологически широко развитых и отображенных характеров, правильного и верного изображения труда и быта действующих лиц, яркой и красочной декоративности, правильной художественной игры актера и прочих необходимых аксессуаров для воспитания масс путем театрального зрелища.

II. Анализ имеющегося театрального фонда.

Имеющийся театральный фонд состоит из:

1) оставшихся нам от дореволюционной русской и иностранной литературы – пьесы Ибсена, Гауптмана[5], Бьернсона[6], Шницлера[7], Чехова[8], Льва Толстого[9], Горького[10], инсценировок из Достоевского[11], Горького, Куприна[12], Андреева[13] и многих драматургов посредственного порядка;

2) произведений современной нам советской и заграничной буржуазной литературы: инсценировки из Зощенко[14], Бабеля[15], Пантелеймона Романова[16], Пильняка[17];

3) порядочного количества санитарных судов, распространенных в рукописях и напечатанных: «Суд над матерью, подкинувшей своего ребенка» Б.С. Гинзбурга[18], «Суд над проституткой Заборовой» А.И. Аккермана, «Суд над матерью, виновной в плохом уходе за детьми, повлекшем за собой смерть ребенка» Б.Сигал, «Суд над Степаном Королевым» Б. Сигал, «Суд над гражданином Иваном и Агафьей Митрохиными»;

4) небольшого количества «живых газет»: «Красный цветок» Ильинского и Лапина, «Газета Ленинградского Санпросвета», «Бьем тревогу» Нестеренко, «Самета» Ильинского и Гаркави, «На охрану материнства и младенчества вставай» Ильинского и Лапина, материалы «Синей Блузы»;

5) небольшого количества санагиток: «Четыре креста» А.И. Шапиро и О.А. Кудра, «Злая сила» Френкеля, «Дурная болезнь» Скрябина, «Дети диспансера» Абрагами и Лапина, «Темень» Остраля, «Холеный год» Утенкова[19], «Жертва грязи» Утенкова и др.;

6) чрезвычайно малого числа удовлетворяющих художественным потребностям масс, крепко сколоченных, легких для постановки на периферии (в клубах, в драмкружках) нетенденциозных пьес: инсценированных, хорошо сработанных, методически приемлемых, ярко и красочно оформленных в печатном виде нет совершенно. То, что ставится на местах, есть плод доморощенного кустарничества, антихудожественного оформления, невыдержанной идеологии и полно колоссальнейших дефектов. Это относится как к дореволюционной русской и иностранной литературе, так и к современной нам советской буржуазий литературе.

Санитарные суды сыграли в свое время роль общественного организатора, агитатора и пропагандиста, роль санитарно-культурного рупора советской общественности. Но сейчас они потеряли в значительной степени свое влияние и значение. Масса выросла и примитив санитарного суда, как формы театрального зрелища, психологически не всегда оправданного, волнующего зрителя больше формальностью своей композиции и оформления, чем драматичностью сценического остова, ее больше не волнует так, как это было бы в период военного коммунизма и первый период НЭПа. Санитарные суды, как форма театрального зрелища, начинает отходить на задний план, их значимость количественно и качественно падает.

«Живые газеты» представляют собой чрезвычайно интересную для санпросвета форму театрального зрелища, больше всего потому, что через газету можно дать значительные элементы пропаганды (распространение знаний) и охватить при этом разнообразнейшие вопросы личной и общественной профилактики, не поддающейся драматургическому оформлению (вопросы профилактики заболеваний по органам и системам, вопросы гигиены быты, первая помощь и т.д.). В живогазетной форме укладываются не только элементы пропаганды (распространение сведений и знаний), но и ярко волнующая, эмоциональная, вызывающая сильнейшую реакцию острая, едкая агитация (восприятие гигиенических навыков и моменты санитарно-культурного восприятия), но живых газет очень мало. Нужна дальнейшая живогазетная продукция на все темы санитарной культуры, темы волнующие широкие массы и нуждающиеся в их театральном отображении.

<…>

IV. Создание нового театрального фонда.

Для дальнейшего развития работы по линии санпросветрампы и санпросветэстрады необходимо обогащение имеющего санпросветрепертуара, необходимо дальнейшее расширение театрального фонда, необходимо создание:

1) художественных пьес для выросшей культурно рабочей массы города (взрослая смешанная аудитория);

2) художественных пьес для школ и пионерских отрядов;

3) «живых газет», посвященных разнообразнейшим вопросам индивидуальной и коллективной профилактики, насыщенных богатым здравоохранительным и санитарно-просветительским содержанием, литературно – написанных, ярко и красочно оформленных, по возможности максимально театральных для агитации и пропаганды за оздоровление таких областей жизни, которые и для города, и для деревни.

а) при проведении ударных кампаний;

б) для освещения вопросов охраны здоровья, не поддающихся оформлению в виде пьесы (профилактика заболеваний по органом и системам – желудочно-кишечные болезни, болезни сердца и т.д., вопросы профгигиены и охраны труда, (не дающие по самой сущности своей материал и возможности для появления драматической коллизии, драматургических страстей и борьбы);

в) для пропаганды целого ряда проблем охраны здоровья, нуждающихся в углубленной и детальной проработке, связанной с распространением сведений и знаний, пропаганды, а не агитации, вопросы оказания первой помощи, гигиены питания и других мелочей быта;

г) для агитации и пропаганды среди крестьянской массы всех проблем и вопросов охраны здоровья при условии упрощения сценического скелета и темпа «живой газеты», упрощения ее языка и приближения его к деревенскому слогу, пропитывание содержания деревенским бытом и обстановкой;

4) санитарных судов, материалов для импровизированных санитарных судов, санитарных судов – санитарных пьес, там, где масса их примет хорошо, где они волнуют, где они являются актуальной формой агитации и театрального зрелища, там, где санитарно-просветительской работе необходим удар, ударность, напряженность, страсть, быстрое создание общественного мнения по тому или другому вопросу охраны здоровья и т.п. (ударная компания, открытие вопиющих недочетов труда и быта, разоблачение чреватых тяжелыми последствиями дефектов по линии гигиены и санитарии);

5) материалов для санитарных концертов, начинающих все больше и больше занимать чрезвычайно солидное место и дающих возможность проводить насыщенную достаточным содержанием более или менее ярко оформленную санитарно-просветительскую работу с возможностью охвата подавляющего большинства проблем оздоровления труда и быта, необходимы материалы литературно – музыкально – вокальные (песенки, музыкальные пьески и пр.), литературные, драматические, литературного монтажа, литературного рассказывания, сказа и пр. для: а) взрослой аудитории (рабочая, крестьянская, красноармейская, комсомольская, женская); б) для школ и пионерских групп.

V. Методы создания нового санпросветрепертуара.

К планомерному и быстрому созданию санитарно-просветительского репертуара могут, как показывает опыт Санпросвета Мосздравотдела, повести следующие пути:

1) составление плана, охватывающего все вопросы, актуальные в данный момент по всем формам театрального зрелища;

2) установление связи с литераторами и драматургами, изучение сил драматургии и распределение заказов;

3) распределение заказов по всем темам и театральным формам (дача заказов по разницам), не дожидаясь изготовления той или другой вещи и не переходя от сценического оформления одной к изготовлению другой для создания возможности выбора наилучших и наиболее художественных пьес, «живых газет» и других форм;

4) организация методических театральных подкомиссий, состоящих на 50% из драматургов, и работников театра для проработки репертуара, тем, планов, и пьес;

5) собирание материалов для санпросветконцертов, иллюстративных вечеров, литературно – художественного монтажа и пр.;

6) выработка правильной методики работы:

а) соединение компетенции драматурга со знаниями и идеологией врача – консультанта (специалиста и санпросветработника);

б) утверждение рабочего плана сценического произведения санитарно-просветительскими органами;

в) контроль, проработка и утверждение санитарно-просветительскими органами актов оформления сценических произведений;

7) максимальное повышение оплаты для привлечения лучших драматических сил.

VI. Работа Санпросвета Мосздравотдела за 1927–1928 гг.

Предлагаемые нами методы создания нового санпросветрепертуара, полностью оправдали себя в процессе работы Санпросвета Мосздравотдела. За указанный период изготовлено из обозрений – «Дневной грабеж» в 9 картинах Адуева[20] и Народецкого[21], из пьес – «Жизнь приказывает» С.С. Заяицкого[22] в 4 актах, «Техникум любви» Анатолия Каменского в 4-х действиях, из одноактов – «Только раз» Крейна, «Врачебная тайна» Тригера, «На амбулансе» Тригера, «Ай-да профилактика» Бобовича – водевиль.

В марте 1927 г. были сделаны заказы на темы для больших пьес по неврастении, по охране материнства и младенчества, по первой помощи и газовой обороне, по гонорее, по бесплодию и борьбе с ним, по отображению достижений советской медицины, по вопросам гигиенизации быта, по гигиене питания, жилища, одежды, по физкультуре, по половому быту и его оздоровлению.

VII. Трудности изготовления санпросветрепертуара.

Самые большие трудности представляет создание пьесы. Это зависит от трудности и сложности гармоничного слияния тенденции санпросвета с художественностью драматургического остова, правдивой обрисовки характеров действующих лиц и сценичностью театрального зрелища.

Основной задачей в этом отношении является оформление основной идеи санпросвета в художественной форме и гармония между идеологическим и научным содержанием с формой. Только в этом случае будет устроена терпкая тенденциозность санитарно-просветительных пьес и будут устранены основные трудности. Все вопли о не художественности санитарно-просветительной пьесы вследствие того, что она имеет в своем остове идеи оздоровления труда и быта, идеи санитарной культуры и санитарно-культурного воспитания, лишены всякого основания как и все разговоры о «чистом надклассовым искусстве». Кроме того, санитарно-просветительские органы наталкиваются при изготовлении санитарно-просветительских пьес на следующие трудности:

1) академические предрассудки драматургов и литераторов, не идущих на службу к санпросвету;

2) производственные трудности: чрезвычайная сложность гармоничного слияния санитарно-просветительского содержания со сценическим оформлением;

3) незнание драматургами рабочего и крестьянского быта: создание пьес сидя в кабинете, вдали от жизни, ее запросов, роста, динамики;

4) малоталантливость тех драматургов, которые идут на работу в санпросвет;

5) малообеспеченность драматургов, работающих с нами за низкую оплату их труда санитарно-просветительскими органами;

6) отсутствие квалифицированных врачей – консультантов.

Создание «живых газет» имеет свои специфические трудности. Они заключаются:

1) в отсутствии талантливых литераторов живогазетного порядка, могущих прорабатывать санитарно-просветительские идеи и вопросы;

2) в отсутствии достаточного количества врачей-специалистов и санитарно-просветительских работников способных быть квалифицированными консультантами;

3) в специфичности самой формы «живой газеты», как вида театрального зрелища, требующей для преодоления ее трафаретности, знание создание материалов для санпросветэстрады так же имеет свои специфические трудности, заключающиеся в отсутствии систематизированных литературно – художественно и музыкально – вокальных и сценических произведений, которые можно использовать для санпросветконцертов и других форм эстрадной работы; необходимо начать систематизацию, собирание и опубликование этих материалов.

Еще одна трудность заключается в невозможности быстро провести необходимое лабораторной работы силами небольших профессиональных коллективов передвижных театров санитарно-просветительских органов, в виду перегруженности их текущим обслуживанием периферии. Например, 30 постановок в месяц театра Санпросвета Мосзравотдела чрезвычайно до невозможности затрудняют проведение опытных постановок, а что самое важное, проверку принимаемых произведений через театр до приема и без затраты значительных средств и сил.

VIII. Основные трудности в подготовке санпросветрепертуара.

Основные трудности в подготовке санпросветрепертуара заключаются в отсутствии достаточного количества свободных и подготовленных методических работников для научных изысканий, исследований, собирания материалов, их монтажа, переводов с иностранных языков и т.д. Несмотря на это трудности достижения Санпросвета Мосздравотдела показывают, что препятствия эти могут быть при правильной постановке и методике работы преодолены для того, чтобы дело обогащения и пополнения нашего санитарно-просветительского репертуара пошло вперед по широкой дороге санитарного просвещения.

Большими недочетами в этой работе является так же разрозненность попыток и работы санпросветов различных организаций здравоохранения, отсутствие между ними связи по линии создания санитарно-просветительского репертуара, отсутствие взаимной информации, обмена материалами и опытом, отсутствие продажи и распространения рукописных материалов, изготовляемых на местах и отсутствие учреждения, которое бы собирало опыт мест по научному изучению вопросов санитарно-просветительского репертуара, этого одного из самых ценных видов массовой санитарно-просветительской работы.
 

РГАНТД. Ф. 178. Оп. 5. Ед. хр. 5. Л. 1–12. Копия. Машинопись.


[1] Берман Ф.Ю. – председатель Научно-методического бюро театра Санпровета Мосздрава.

[2] Санитарные суды – агитационные инсценированные суды, представляет собой диспут, где спорящие между собой стороны высказывают различные точки зрения на один и тот же вопрос, освещают его каждая по-своему. Главными действующими лицами инсценированных судов выступали: председатель, обвинитель (прокурор), защитник, обвиняемый и свидетели. Строго регламентированная процедура суда служила для самодеятельного театра своеобразным «каркасом», который «держал» спектакль и который можно было заполнять актуальным материалом.

[3] «Живая газета» – представление, основанное на газетном материале или острозлободневных фактах жизни. Как театральная форма сложилась в СССР в нач. 1920-х гг. «Живая газета» – практиковавшиеся формы агитискусства на клубной сцене. Слово «живая» понималось как «непечатная», излагаемая живым языком, подкрепляемым всякого рода наглядными материалами.

[4] Ибсен Генрик (Хенрик) Юхан (1828–1906) – норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы», поэт и публицист.

[5] Гауптман Герхарт Иоганн Роберт (1862–1946) – немецкий драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1912 год.

[6] Бьёрнсон Бьёрнстьерне Мартиниус (1832–1910) – норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года. Бьёрнсона считают одним из четырёх великих норвежских писателей; остальные три – Генрик Ибсен, Юнас Ли и Александр Хьелланн. Бьёрнсон написал слова норвежского национального гимна «Да, мы любим этот край».

[7] Шницлер Артур (1862–1931) – австрийский писатель.

[8] Чехов А.П. (1860–1904) – русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900–1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

[9] Толстой Л.Н. (1828–1910) – один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей и величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения – толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

[10] Горький Максим – литературный псевдоним Алексе́я Макси́мовича Пешко́ва (1868–1936) – русский писатель, прозаик, драматург.

[11] Достоевский Ф.М. (1821–1881) – русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.

[12] Куприн А.И. (1870–1938) – русский писатель, переводчик.

[13] Андреев Л.Н. (1871–1919) – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.

[14] Зощенко М.М. (1894–1958) – русский писатель советского периода, драматург, сценарист, переводчик. Признанный классик русской литературы.

[15] Бабель И.Э., первоначальная фамилия Бобель (1894–1940, Москва) – русский советский писатель, журналист, драматург.

[16] Романов П.С. (1884–1938) – русский прозаик, драматург.

[17] Пильняк Б.А., настоящая фамилия Вога́у, нем. Wogau (1894–1938) – русский советский писатель, прозаик.

[18] Гинзбург Б.С. – доктор медицинских наук, профессор; в 1921 г. закончил медицинский факультет Саратовского Университета, работал инструктором НКЗ РСФСР; в 1939 г. назначен Народным комиссаром здравоохранения ТАССР.

[19] Утенков М.Д. (1893–1953) – русский медик, создатель методики непрерывного культивирования микроорганизмов. Начальник Санпросветотдела Главного санитарного управления РККА в г. Ленинграде (после 1919 г.). Руководил постановкой и был автором некоторых специфических стихотворных пьес для экспериментального театра Санпросвета НКЗ.

[20] Адуев Н.А. (настоящая фамилия Рабино́вич) (1895–1950) – русский советский поэт, драматург, либреттист. Окончил Тенишевское училище. В 1914 году написал гимн российских скаутов «Будь готов!» (музыка Владимира Попова). C 1918 года систематически занимался литературной деятельностью, вместе с Арго написал несколько пьес.

[21] Народецкий А.З. – врач, первый директор Экспериментального театра Санпросвета Мосздрава.

[22] Заяицкий С.С. (1893–1930) – русский поэт, писатель, беллетрист и переводчик.

© РГАНТД, 2002–2017
Использование материалов сайта РГАНТД допускается только после письменного согласия администрации сайта.
При использовании материалов сайта указание источника (РГАНТД) и гиперссылки на http://rgantd.ru обязательно!

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сайт ВНИИДАД Сайт 'Вестник архивиста' Официальный портал РОИА Официальный сайт Роскосмоса